10

Мы переходим к положительным формулировкам. На отрывочных анализах отдельных элементов науки мы научились видеть в ней сложное, динамически и закономерно развивающееся целое. Какой же этап развития переживает наша наука сейчас, какой смысл и ка­кова природа переживаемого ею кризиса и каков его исход? Перехо­дим к ответу на эти вопросы. При некотором знакомстве с методо­логией (и историей) наук наука начинает представляться не в виде мертвого, законченного, неподвижного целого, состоящего из гото­вых положений, а в виде живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы доказанных фактов, законов, предположений, пост-

369

роений и выводов, непрерывно пополняемых, критикуемых, прове­ряемых, частично отвергаемых, по-новому истолковываемых и ор­ганизуемых и т. д. Наука начинает пониматься диалектически в ее движении, со стороны ее динамики, ее роста, развития, эволюции. С этой же точки зрения следует оценить и осмыслить каждый этап развития. Итак, первое, от чего мы отправляемся,— это признание кризиса. В чем его смысл — понимают по-разному. Вот важнейшие типы истолкования этого смысла.

Прежде всего, есть психологи, отрицающие наличие кризиса вовсе. Таковы Челпанов и вообще большинство русских психологов старой школы (один Ланге да еще Франк видели, что делается в на­уке). По мнению таких психологов, все в науке благополучно, как в минералогии. Кризис пришел извне: некоторые лица затеяли ре­форму науки, официальная идеология потребовала пересмотра на­уки. Но ни для того, ни для другого нет объективных оснований в самой науке. Правда, в процессе спора пришлось признать, что и в Америке затеяли реформу науки, но от читателя самым тщательным образом, а может быть, и искренне, скрывалось, что ни один психо­лог, оставивший след в науке, не миновал кризиса. Первое понимание настолько слепо, что не представляет для нас интереса. Оно объясня­ется вполне тем, что психологи этого типа, в сущности, эклектики и популяризаторы чужих идей, не только никогда не занимались исследованием и философией своей науки, но даже критически не оценивали всякой новой школы. Они принимали все: вюрцбургскую школу и феноменологию Гуссерля, экспериментатику Вундта — Титченера41 и марксизм, Спенсера и Платона. Не только теоретически такие люди вне науки, когда речь идет о больших в ней поворотах, но и практически они не играют никакой роли: эмпирики — они предали эмпирическую психологию, защищая ее; эклектики — они ассимилировали все, что успели, из враждебных им идей; популяризаторы — они ни для кого не могут быть врагами, они будут популя­ризировать ту психологию, которая победит. Уже сейчас Челпанов много печется о марксизме; скоро он будет изучать рефлексологию, и первый учебник победившего бихевиоризма составит именно он или его ученик. В целом это профессора и экзаменаторы, организа­торы и культуртрегеры, но ни одно исследование сколько-нибудь значительного характера не вышло из их школ.

Другие видят кризис, но для них все оценивается весьма субъ­ективно. Кризис разделил психологию на два лагеря. Граница меж­ду ними всегда проходит между автором такого взгляда и всем ос­тальным миром. Но, по выражению Лотце42, даже полураздавленный червь противопоставляет свое отражение всему миру. Это официальная точка зрения воинствующего бихевиоризма. Уотсон пола­гает, что есть две психологии: правильная — его — и неправильная; старая умирает от своей половинчатости; самая большая деталь, которую он видит,— это существование половинчатых психологов;

370

средневековые традиции, с которыми не хотел порвать Вундт, погу­били психологию без души (Дж. Уотсон, 1926). Как видите, все уп­рощено до крайности: никакой особой трудности превращения пси­хологии в естественную науку нет — для Уотсона это совпадает с точкой зрения обыкновенного человека, т. е. методологией здравого-смысла. Так же, в общем, оценивает, эпохи в психологии Бехтерев: все до Бехтерева — ошибка, все после Бехтерева — истина. Так же оценивают кризис многие из психологов: это, как субъективная, са­мая легкая и первая наивная точка зрения. Психологи, которых мы рассматривали в главе о бессознательном, рассуждают тоже так: есть эмпирическая психология, пропитанная метафизическим идеа­лизмом, это пережиток; и есть истинная методология эпохи, совпада­ющая с марксизмом. Все, что не есть первое, есть уже тем самым вто­рое, раз не дано никакого третьего.

Психоанализ во многом противоположен эмпирической психоло­гии. Уже одного этого достаточно, чтобы признать его системой марк­систской! Для этих психологов кризис совпадает с той борьбой, ко­торую они ведут. Есть союзники и враги, других различий нет.

Не лучше и объективно-эмпирические диагнозы кризиса: подсчи­тывается число школ и выставляется балл кризиса. Олпорт, пере­числяя течения американской психологии, встал на эту точку зре­ния — подсчета школ — школа Джемса и школа Титченера, бихевиоризм и психоанализ. При этом перечисляются рядом еди­ницы, участвующие в разработке науки, но ни малейшей попытки проникнуть в объективный смысл того, что защищает каждая школа, в динамические отношения между школами, не делается.

Ошибка усугубляется, когда в таком положении начинают видеть принципиальную характеристику кризиса. Тогда стирается грань между этим кризисом и всяким другим, между кризисом в психоло­гии и во всякой другой науке, между всяким частным разногласием и спором и кризисом, одним словом, допускается антиисторический и антиметодологический подход, приводящий обычно к абсурду.

Ю. В. Португалов, желая доказать неокончательность и отно­сительность рефлексологии, не только скатывается в чистейший аг­ностицизм и релятивизм, но приходит к прямой нелепости. «По хи­мии, механике, электрофизике и электрофизиологии головного мозга идет сплошная ломка и ничего еще ясного и определенного не дока­зано» (Ю. В. Португалов, 1925, с. 12). Доверчивые люди верят в естествознание, но «когда мы остаемся в своей медицинской среде, то действительно ли мы, положа руку на сердце, верим в столь незы­блемую и стойкую силу естествознания... и верит ли само естество­знание... в свою незыблемость, стойкость и истинность» (там же). Дальше идет перечисление смены теорий в естествознании, причем все свалено в одну кучу; между незыблемостью или нестойкостью отдельной теории и всего естествознания ставится знак равенства, и то, что составляет основу истинности естествознания — смену те-

371

орий и взглядов,— выдают за доказательство его бессилия. Что это агностицизм, совершенно ясно, но два момента заслуживают быть отмеченными для дальнейшего: 1) при всем хаосе взглядов, которы­ми рисуется естествознание, не имеющее ни одной устойчивой точки, незыблемой оказывается только... субъективная детская психология, основанная на интроспекции; 2) среди всех наук, доказывающих не­состоятельность естествознания, между оптикой и бактериологией приводится геометрия. Оказывается: «Эвклид43 говорил, что сумма углов треугольника равняется двум прямым; Лобачевский44 раз­венчал Эвклида и доказал, что сумма углов треугольника меньше двух прямых, а Риман развенчал Лобачевского и доказал, что сумма углов треугольника больше двух прямых» (там же, с. 13).

Мы еще не раз встретимся с аналогией между геометрией и пси­хологией, и поэтому стоит запомнить этот образец аметодологичности: 1) геометрия — естественная наука, 2) Линней46 — Кювье47 Дарвин так же «развенчивали» друг друга, как Эвклид — Лобачев­ский — Г. Ф. Б. Риман), 3) наконец, Лобачевский развенчал Эвк­лида и доказал... Но даже элементарная грамотность включает в себя знание о том, что речь идет не о познании реальных треугольни­ков, а идеальных фигур в математических — дедуктивных системах, где три эти положения вытекают из трех разных предпосылок и не противоречат друг другу, как иные арифметические системы счета не противоречат десятичной. Они сосуществуют, и в этом весь их смысл и методологическая природа. Но какую цену может иметь для диагноза кризиса в индуктивной науке точка зрения, которая всякие два имени в последовательном порядке считает кризисом, а всякое новое мнение — опровержением истины?

Ближе к истине диагноз К. Н. Корнилова (1925), который видит борьбу двух течений — рефлексологии и эмпирической психологии и их синтез — марксистскую психологию.

 

Уже Ю. В. Франкфурт (1926) выставил мнение, что рефлексоло­гию нельзя брать за одни скобки, что в ней есть противоположные тенденции и направления. Еще более это верно в отношении эмпири­ческой психологии. Единой эмпирической психологии не существует вовсе. Да и вообще эта упрощенная схема скорее создана как про­грамма боевых действий для критической ориентировки и размеже­вания, чем как анализ кризиса. Для последнего ей недостает ука­зания на причины, тенденцию, динамику, прогноз кризиса; она есть логическая группировка наличных в СССР точек зрения — только.

Итак, во всем рассмотренном до сих пор нет теории кризиса, а есть субъективные, с точки зрения воюющих сторон составленные ре­ляции штабов. Здесь важно победить противника, никто не станет тратить время на то, чтобы изучить его.

Еще ближе и уже в зародыше теорию кризиса представляет Н. Н. Ланге. Однако у него больше чувства кризиса, чем его пони­мания. Ему нельзя доверять даже в исторических справках. Для него

372

кризис начался с падения ассоцианизма—ближайший повод он прини­мает за причину. Установив, что в психологии «происходит ныне не­который общий кризис», он продолжает: «Он состоит в смене прежнего ассоцианизма новой психологической теорией» (Н. Н. Ланге, 1914, с. 43). Это неверно уже потому одному, что ассоцианизм никогда не был общепризнанной психологической системой, составляющей стер­жень науки, а был и до ныне остается одним из борющихся течений, сильно подкрепленных в последнее время и возрождающихся в реф­лексологии и бихевиоризме. Психология Милля, Бэна и Спенсера не была никогда чем-либо больше, чем то, что она есть сегодня. Она боролась сама против психологии способностей (И. Гербарт) так же, как и теперь сражается с ней. Это весьма субъективная оцен­ка — видеть в ассоцианизме корень кризиса: сам Ланге считает его корнем отрицания сенсуалистической доктрины; но и по сегодня гештальттеория формулирует главный грех -всей психологии — в том числе и новейшей — как ассоцианизм.

На самом деле генеральная черта разделяет не сторонников и противников этого принципа, а сложившиеся на гораздо более глу­боких основах группировки. Далее, не совсем верно сводить ее к борьбе воззрений отдельных психологов: важно вскрыть то общее и противоречивое, что стоит за отдельными мнениями. Ложная ориен­тировка Ланге в кризисе погубила его собственную работу: защищая принцип реалистической, биологической психологии, он бьет по Рибо и опирается на Гуссерля и других крайних идеалистов, отри­цавших возможность психологии как естественной науки. Но кое-что, и немаловажное, он установил верно. Вот верные тезисы:

1. Отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложе­ние психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-раз­ному. Кризис касается самых основ науки.

2. Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьез­ность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между соци­ологией и биологией, между которыми Кант хотел разделить психо­логию.

3. Никакая психологическая работа невозможна без установле­ния основных принципов этой науки. Прежде чем приступить к по­стройке, надо заложить фундамент.

4. Наконец, общая задача — выработка новой теории — «об­новленной системы науки». Однако глубоко неверно понимал он эту задачу: она состоит для него «в критической оценке всех современных психологических направлений и попытке их соглашения» (Н. Н. Ланге, 1914, с. 43). Он и пытался согласовать несогласуемое: Гус­серля и биологическую психологию; вместе с Джемсом он нападал на Спенсера и с Дильтеем отказывался от биологии. Мысль о воз­можности соглашения явилась для него выводом из той мысли, что

373

«переворот произошел» «против ассоцианизма и физиологической психологии» (там же, с. 47) и что все новые течения связаны общно­стью исходной точки и цели. Поэтому у него суммарная характерис­тика кризиса: землетрясение, болотистая местность и пр. Для него «настал период хаоса» и задача сводится к «критике и логической об­работке» разных мнений, порожденных общей причиной. Это кар­тина кризиса, как она рисовалась участникам борьбы в 70-х гг. XIX в. Личный опыт Ланге — лучшее свидетельство борьбы реаль­ных сил, действующих и определяющих кризис: соединение субъек­тивной и объективной психологии считает он необходимым посту­латом психологии, вместо того чтобы видеть в этом предмет спора и проблему. Вслед за тем он проводит эту двойственность через всю систему. Противополагая свое реалистическое или биологическое понимание психики идеалистической концепции П. Наторпа(1909), он на деле принимает существование двух психологии, как мы увидим ниже.

Но самое любопытное заключается в том, что Эббингауз, которого Ланге считает ассоцианистом, т.е. докритическим психологом, вер­нее определяет кризис: по его мнению, сравнительное несовершенст­во психологии выражается в том, что относительно почти всех наи­более общих ее вопросов споры до сих пор не прекращаются. В дру­гих науках есть единодушие по всем последним принципам или ос­новным воззрениям, которые должны быть положены в основу ис­следования, а если и происходит изменение, оно не носит характера кризиса: согласие скоро вновь восстанавливается. Совсем иначе, по мысли Г. Эббингауза (1912), обстоит дело в психологии. Здесь эти основные воззрения постоянно подвергаются живому сомнению, постоянно оспариваются.

В несогласии Эббингауз видит хроническое явление — отсут­ствие ясных, достоверных основ у психологии. И тот Брентано, с имени которого Ланге отсчитывает кризис, в 1874г. выдвинул требо­вание, чтобы вместо многих психологии была создана одна психоло­гия. Очевидно, к тому времени уже было не только много направле­ний вместо одной системы, но много психологии. Это вернейший ди­агноз кризиса и сейчас. Методологи и сейчас утверждают, что мы стоим у того же пункта, который отметил Брентано (Л. Бинсвангер, 1922). Это значит, что в психологии происходит не борьба воззре­ний, которые можно привести к соглашению и которые уже объеди­нены общностью врага и цели; даже не борьба течений или направле­ний внутри одной науки, а борьба разных наук. Есть много психоло­гии — это значит: борются различные, взаимно исключающие друг друга реальные типы науки. Психоанализ, интенциональная пси­хология, рефлексология — это все типы разных наук, отдельные дисциплины, тендирующие к превращению в общую психологию, т. е. к подчинению и исключению других дисциплин. Мы видели и смысл, и объективные признаки этой тенденции к общей науке. Нет большей

374

ошибки, чем принять эту борьбу за борьбу воззрений, Бинсвангер начинает с упоминания о требовании Брентано и замечаний В. Вин-дельбанда50, что психология у каждого представителя начинается сначала. Причину этого он видит не в недостатке фактического ма­териала, который собран в изобилии, и не в отсутствии философско-методологических принципов, которых тоже достаточно, а в отсут­ствии совместной работы между философами и эмпириками в психо­логии: «Нет ни одной науки, где теория и практика шли бы столь различными путями» (Л. Бинсвангер, 1922, с. 6). Психологии недо­стает методологии — вот вывод этого автора, и главное в том, что методологию сейчас нельзя создать. Нельзя сказать, чтобы общая пси­хология уже исполнила свои задачи как ветвь методологии. Напро­тив, куда ни глянь, везде царит несовершенство, неуверенность, сомнения, противоречие. Мы можем говорить только о проблеме общей психологии и даже не о ней, но о введении в нее (там же, с. 5). У психологов Бинсвангер видит «смелость и волю к [созданию новой] психологии». Для этого им надо разорвать со столетними предрассуд­ками, и это показывает одно: общая психология еще и сегодня не со­здана. Мы не должны спрашивать, как то делает Бергсон, что было бы, если бы Кеплер, Галилей51, Ньютон были психологами, но что может еще произойти, несмотря на то, что они были математиками (там же).

Итак, может показаться, что хаос в психологии вполне естест­венный и смысл кризиса, который осознала психология, таков: существует много психологии, которые имеют тенденцию создать одну психологию путем выделения общей психологии. Для этой последней не хватает Галилея, т. е. гения, который создал бы фунда­ментальные основы науки. Это общее мнение европейской методоло­гии, как оно сложилось к концу XIX в. Некоторые авторы, главным образом французы, держатся этого мнения и сейчас. В России его защищал всегда Вагнер (1923), чуть ли не единственный психолог, занимавшийся методологическими вопросами. То же мнение выска­зывает он на основании анализа Annes Psychologiques, т. е. резюме мировой литературы. Вот его вывод: итак, мы имеем целый ряд пси­хологических школ, но не имеем единой психологии как самостоятель­ной области психологии. Из того, что ее нет, не следует, что ее не может быть (там же). Ответ на вопрос, где и как ее найти, дает толь­ко история науки.

Вот как развилась биология. В XVII в. два натуралиста положи­ли начало двум областям зоологии: Бюффон52 — описанию живот­ных и их образа жизни и Линней — их классификации. Постепенно оба отдела обрастали рядом новых проблем, явились морфология, анатомия и т. д. Исследования эти были изолированными и предста­вляли собой как бы отдельные науки, ничем не связанные друг с другом, кроме того, что все они изучали животных. Отдельные науки враждовали друг с другом, стремились занять превалирующее по-

375

ложение, так как соприкосновение между ними росло и они не могли стоять далее особняком. Гениальному Ламарку удалось интегриро­вать разрозненные знания в одной книге, которую он назвал «Фило­софией зоологии». Он свои личные исследования объединил с чужи­ми, Бюффона и Линнея в том числе, подвел им итоги, согласовал их между собой и создал область науки, которую Тревиранус назвал общей биологией. Из разрозненных дисциплин создалась единая и абстрактная наука, которая с трудами Дарвина стала на ноги. То, что сделалось с дисциплинами биологии до ее объединения в общую биологию или абстрактную зоологию в начале XIX в., по мнению Вагнера, происходит сейчас в области психологии начала XX в. За­поздалый синтез в виде общей психологии должен повторить синтез Ламарка, т. е. основываться на аналогичном принципе. Вагнер видит в этом не простую аналогию. Для него психология должна проделать не сходный, но тот же самый путь. Биопсихология есть часть биоло­гии. Она есть абстракция конкретных школ или их синтез, она имеет своим содержанием достижения всех этих школ; у нее, как и у общей биологии, не может быть своего специального метода исследования, она пользуется всякий раз методом той науки, какая входит в ее состав. Она учитывает достижения, проверяя их с точки зрения эво­люционной теории, и указывает им соответствующие места в об­щей системе (В. А. Вагнер, 1923). Это выражение более или менее общего мнения.

Особенности, принадлежащие Вагнеру, вызывают сомнения: 1) общая психология, в его понимании, то составляет часть биологии, основывается на учении об эволюции (ее база) и т. д., следовательно, не нуждается в своем Ламарке и Дарвине и их открытиях и может осуществить свой синтез на основе уже наличных принципов; 2) то общая психология должна еще возникнуть таким путем, как воз­никла общая биология, которая не входит в биологию как ее часть, а существует рядом с ней; только так и можно понять аналогию, воз­можную между двумя сходными самостоятельными целыми, но не между, судьбой целого (биологии) и части (психологии).

Другое недоумение вызывает утверждение Вагнера, что биопси­хология дает «как раз то самое, что требует от психологии Маркс» (там же, с. 53). Вообще, насколько формальный анализ Вагнера, видимо, безупречно верен, настолько попытка его решить проблему по существу и наметить содержание общей психологии методологи­чески несостоятельна, даже просто не развита (часть биологии, Маркс). Но последнее нас сейчас и не занимает. Обратимся к фор­мальному анализу. Верно ли, что психология наших дней переживает то, что биология до Ламарка, и идет к тому же?

Сказать так — значит умолчать о самом важном и определяющем моменте в кризисе и представить всю картину в ложном свете. Идет ли психология к соглашению или разрыву, возникнет общая психо­логия из объединения или разъединения психологических дисцип-

376

лин, зависит от того, что несут в себе эти дисциплины — части ли будущего целого, как систематика, морфология и анатомия, или ис­ключающие друг друга принципы знания; какова природа вражды между дисциплинами — разрешимы ли противоречия, разъедающие психологию, или они непримиримы. И вот этого анализа специфичес­ких условий, при которых психология идет к созданию общей нау­ки, нет у Вагнера, Ланге и других. Между тем европейская методо­логия осознала уже гораздо более высокую ступень кризиса и пока­зала, какие существуют психологии, сколько их, какие возможны ис­ходы. Но чтобы обратиться к этому, надо нацело расстаться с недора­зумением, будто психология идет по пути, уже проделанному био­логией, и в конце пути просто примкнет к ней как часть ее. Думать так — значит не видеть, что между биологией человека и животных вклинилась социология и разорвала психологию на две части, так что Кант и отнес ее к двум областям. Нужно построить так теорию кризиса, чтобы дать ответ и на этот вопрос.

Сайт управляется системой uCoz